Какой церковный праздник сегодня, 12 января, чтят православные христиане

9 января отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 9 января

Святки

3-й день

Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.

Какой церковный праздник сегодня, 9 января, чтят православные христиане

Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и, наконец, Крещение (6 января).

В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».

После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.

В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

Степановы труды

Первомученика апостола от 70-ти Стефана, архидиакона

Праздник святого Стефана — старшего среди семи диаконов, поставленных апостолами. Пострадал за веру в Христа от рук иудеев в возрасте 30 лет.

Какой церковный праздник сегодня, 9 января, чтят православные христиане

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, то есть вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, то есть первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона, слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул:

«Я ВИЖУ НЕБЕСА ОТВЕРСТЫЕ И СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, СТОЯЩЕГО ОДЕСНУЮ БОГА» (ДЕЯН. 7, 56).

Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул:

«ГОСПОДИ ИИСУСЕ! НЕ ВМЕНИ ИМ ГРЕХА СЕГО И ПРИМИ ДУХ МОЙ».

Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6–8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Рождества Xристова. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Преподобного Феодора Начертанного, исповедника

День чествования святого Феодора Начертанного родом из Иерусалима. Защитник иконопочитания. Пострадал от иконоборцев. Умер около 840 года.

Какой церковный праздник сегодня, 9 января, чтят православные христиане

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 11 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.

Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813-820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811-813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, Патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.

При следующих императорах, Михаиле II (820-829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829-842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных.

Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил:

«ЭТО ВСЁ РАВНО, КАК БЫ ВЫ СКАЗАЛИ: «МЫ ТОЛЬКО ОТРУБИМ ТЕБЕ ГОЛОВУ, А ПОТОМ ИДИ, КУДА ХОЧЕШЬ».

После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.

ЖИТИЯ АПОСТОЛОВ ОТ 70-ТИ ПРОХОРА, НИКАНОРА, ТИМОНА И ПАРМЕНА, ДИАКОНОВ

Свя­тые апо­сто­лы от 70 Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен бы­ли пер­вы­ми диа­ко­на­ми Церк­ви Хри­сто­вой.

В кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов (Деян.6:1-6) рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Иеру­са­ли­ме две­на­дцать апо­сто­лов из­бра­ли семь му­жей: Сте­фа­наФилип­паПро­хо­раНи­ка­но­раТи­мо­наПар­ме­на и Ни­ко­лая, ис­пол­нен­ных Свя­то­го Ду­ха и пре­муд­ро­сти, и по­ста­ви­ли их на диа­кон­ское слу­же­ние.

Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет их об­щую па­мять 28 июля, хо­тя они скон­ча­лись в раз­ное вре­мя и в раз­ных ме­стах.

Свя­той Про­хор вна­ча­ле со­про­вож­дал пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра и от него по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ни­ко­ми­дию. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри Про­хор был спут­ни­ком и со­труд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и вме­сте с ним со­слан на ост­ров Пат­мос. Там он за­пи­сал От­кро­ве­ние Бо­жие, быв­шее свя­то­му апо­сто­лу Иоан­ну, о ко­неч­ных судь­бах ми­ра (Апо­ка­лип­сис). По воз­вра­ще­нии в Ни­ко­ми­дию свя­той Про­хор об­ра­щал языч­ни­ков ко Хри­сту в го­ро­де Ан­тио­хии и там при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Свя­той Ни­ка­нор по­стра­дал в тот день, ко­гда был по­бит кам­ня­ми свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан и мно­же­ство дру­гих хри­сти­ан.

Свя­той Ти­мон был по­став­лен апо­сто­ла­ми во епи­ско­па го­ро­да Ба­сто­рии в Ара­вии и по­стра­дал от иуде­ев и языч­ни­ков за про­по­ведь Еван­ге­лия. Он был бро­шен в печь, но си­лой Бо­жи­ей вы­шел из нее невре­ди­мым. Пре­да­ние Рим­ской церк­ви го­во­рит, что свя­той Ти­мон скон­чал­ся рас­пя­тым на кре­сте.

Свя­той Пар­мен усерд­но про­по­ве­до­вал Хри­ста в Ма­ке­до­нии. Умер он от по­се­тив­шей его бо­лез­ни. Су­ще­ству­ет так­же мне­ние, что свя­той Пар­мен по­стра­дал при Тра­яне (98–117) в по­след­ний год его цар­ство­ва­ния, при­няв му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

См. так­же: «Свя­тые Апо­сто­лы (из се­ми­де­ся­ти) Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Какой церковный праздник завтра, 13.01.2019

Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940). Мц. Марии Даниловой (1946).

51.15.75.149
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9 1. Лит. – Субботы по Рождестве Христовом: 1 Тим., 288 зач., VI, 11–16. Мф., 46 зач., XII, 15–21. Субботы пред Богоявлением: 1 Тим., 284 зач., III, 14 – IV, 5. Мф., 5 зач., III, 1–11. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

1. Чтения свт. Макария (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Тропарь и кондак Рождества Христова (см. 25 декабря / 7 января) Тропарь святителя Макария, глас 4: ́Яко вели́ким па́стырем единонра́вна/ и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна,/ Бо́жия Прему́дрости служи́теля изря́дна,/ и́же блаже́нству тезоимени́та,/ днесь, ве́рнии, вси воспои́м:/ Христа́ Бо́га моли́, святи́телю Мака́рие,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша. Кондак святителя Макария, глас 3: Богому́дрым уче́нием и кни́жным списа́нием/ потща́лся еси́, святи́телю Мака́рие,/ лю́ди росси́йския просвети́ти/ и святы́х земли́ на́шея просла́вити./ Сего́ ра́ди чу́ден пронарече́ся,/ прее́мниче первопресто́льников росси́йских,// моли́ сохрани́тися нам в ве́ре и благоче́стии невреди́мо.

Последствия первородного греха изменили все течение человеческой истории. Мир стал другим. Цели, которые люди ставили и ставят перед собой, которых они пытаются достичь напряжением своих сил, не есть те цели, которые Бог поставил перед человеком. Отказ от этого целеполагания и исказил Божие творение. Грех пролег непреодолимой пропастью между Богом и человеком… И Господь, напутствуя падшего человека, дает ему заповедь в поте лица добывать хлеб свой (см. Быт. 3, 19). Вспоминая эту заповедь, нельзя забыть и другой, уже новозаветной заповеди, так ясно сформулированной апостолом Павлом: кто не работает, тот пусть не ест (см. 2 Фес. 3, 10). Заповедь о труде есть Божественная заповедь, дарованная человеку, преступившему закон, – падшему человеку. Это заповедь, которая должна определять образ жизни человека в условиях, в которых оказалось все человечество, весь мир, весь космос через грехопадение.

О maximwow